#РГГУ #УКентавра #КнижныйРГГУ
История советской кибернетики остается полузабытой, маргинальной, малоизученной и совершенно неизвестной для широкого читателя темой. Вышедшая недавно в издательской программе Музея современного искусства «Гараж» книга Янины Пруденко «Кибернетика в гуманитарных науках и искусстве в СССР. Анализ больших баз данных и компьютерное творчество», не просто заполняет этот большой пробел, но и поднимает новые важные вопросы, связанные не только с историей советской кибернетики, но и взаимоотношением между технологиями, «цифровым» искусством и новой эстетикой. Пруденко рассматривает проникновение советских кибернетических исследований в гуманитарные науки и искусство и связывает в один нарратив разрозненные истории советских «digital humanities»: кибернетическую лингвистику, квантитативную историю и знаменитую «школу Ковальченко», этнографию и «другую эстетику», которая изучала искусство с помощью методов кибернетики. Наконец, она обращается к наименее изученной теме: экспериментам в области «цифрового искусства», создании машинной музыки, стихосложения, архитектуры, мультипликации, дизайна.
Почему кибернетика и цифровая гуманитаристика не состоялись в СССР? Какие исследования того периода были важны и сыграли свой роль в истории постсоветской науки? Какое значение и последствия имел прецедент анализа визуальных данных в советской цифровой гуманитаристике? Почему необходимо исследование советского «цифрового искусства»? Почему история советского медиаискусства канула в лету и есть ли преемственность между советскими и постсоветскими медиахудожниками? Эти и многие другие вопросы будут обсуждаться в рамках дискуссии, в которой примут участие создатели / свидетели советской цифровой гуманитаристики, современные мадиахудожники и исследователи позднесоветского медиаискусства и кибернетики.
Встреча приурочена к изданию книги Янины Пруденко «Кибернетика в гуманитарных науках и искусстве в СССР. Анализ больших баз данных и компьютерное творчество» (издательская программа Музея современного искусства «Гараж», 2018).
В дискуссии примут участие:
Янина Пруденко — к.ф.н., доцент кафедры истории искусств Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, куратор Открытого архива украинского медиаарта, автор книги «Кибернетика в гуманитарных науках и искусстве в СССР».
Лев Манович — теоретик новых медиа и цифровой культуры, профессор Computer Science в Городском университете Нью-Йорка, основатель исследовательской лаборатории «Software Studies Initiative».
Леонид Бородкин — д.и.н., заведующий кафедрой исторической информатики МГУ; один из основоположников квантитативной истории в СССР.
Алексей Шульгин — художник и музыкант, преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко, куратор Электромузея.
Андрей Смирнов — исследователь электронной музыки, основатель и руководитель центра электроакустической музыки и мультимедиа «Термен-центр», преподаватель Московской государственной консерватории и Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко, куратор многочисленных международных фестивалей электроакустической музыки, проводит независимые исследования в области истории музыки 1920-1950-х гг. (проекты «Поколение Z»; «В поисках потерянного Звука»).
Владимир Велминский — искусствовед и теоретик медиа, директор исследовательского проекта «История и теория медиальных режимов» Университета Баухауза в Веймаре.
Владимир Губайловский — писатель и поэт, редактор журнала «Новый мир»; в 1980-х работал программистом в одном из московских НИИ.
Всю актуальную информацию вы можете найти на нашем сайте https://www.rsuh.ru
Так же вы можете следить за новостями РГГУ в соцсетях:
Группа Вконтакте: https://vk.com/rggu.club
Telegram канал: https://t.me/rggu_official
В лавке «У Кентавра» вы найдете и классические труды, и качественную современную литературу, и новейшие открытия в области гуманитарной мысли.
https://www.rsuh.ru/kentavr/